|
|
Страница
<<
1
2
3
4
5
6
7
8
9
>>
Вот
что он писал своим друзьям во Францию: “Я нахожусь под арестом в полицейской части по
высочайшему повелению, за то, что на печатал в одной московской газете статью в несколько
строк о Гоголе. Это только послужило предлогом — статья сама по себе совершенно
незначительна. Но на меня уже давно смотрят косо. Потому привязались к первому
представившемуся случаю... Мои арест, вероятно, сделает невозможным печатание моей книги в
Москве” (Письма, II, 395—396) . К счастью, последнее предположение не оправдалось: “Записки
охотника” после некоторой задержки вышли в свет в августе 1852 года.
После освобождения из-под ареста Тургенев должен бы без промедления и задержек
отправиться к месту своей ссылки - в родовое село Спасское-Лутовиново. Полтора год
продолжалось это уединение. В первые месяцы его не увлекала даже охота; творческая работа
почти остановилась. Тогдашние его письма наполнены жалобами на одиночество, настойчивыми
просьбами посетить его и слова ми самой искренней и горячей благодарности тем, кто хоть
ненадолго приезжал к нему в Спасское. Как литератор, он всегда испытывал острую потребность
в общении со своими собратьями по ремеслу, с людьми, любящими знающими искусство. Теперь
встречи и беседы с людьми литературными мнениями которых он дорожил, были для него
особенно необходимы.
“Отцы и дети” вызывали, по-видимому, самую ожесточенную полемику во всей истории
русской литературы XIX столетия. Полностью принял Базарова и провозгласил его полным
воплощением качеств революционного поколения 60-х годов один Д. И. Писарев. Антонович
назвал Тургенева реакционером. Тургенев в пылу раздражения резко отзывался не только об
Антоновиче, но и о Некрасове и о Чернышевском.
Полемика вокруг “Отцов и детей” напугала его. Сначала ему казалось, что он уж больше
никогда не добьется взаимопонимания с тем читателем, мнением которого он дорожил больше
всего, — взаимопонимания с молодым читателем своего времени. В связи с этим в Сознании
Тургенева возникла тема трагической судьбы художника; он снова пережил полосу сомнений в
собственном художническом призвании. Прямым выражением этих настроений была повесть
“Призраки” , в которой Тургенев развивает мысль о том, что художническая мысль и
художническая фантазия, в сущности, бессильны перед глубокими тайнами жизни и перед
тайнами народного сознания. В эти же годы он, подобно Пушкину, в его знаменитом
стихотворении “Сеятель” , усомняется даже в плодотворности деятельности человека на благо
общества. Именно об этом и идет речь в его повести “Довольно” . Тем, что обыкновенна
называют успехом у публики, он, по-видимому, уже не дорожил и все настойчивее думал о
прекращении своей литературной деятельности... Но когда речь идет о Тургеневе, эти слова —
успех у публики—требуют особого пояснения.
<<
1
2
3
4
5
6
7
8
9
>>
  
  
|
|