|
|
Страница
<<
1
2
3
4
5
6
7
8
9
В критике, и современной Тургеневу и позднейшей, много споров вызывает вопрос о
положительной программе Тургенева, как она выражена в этом романе. Современникам
казалось, что Потугин является выразителем мнений самого Тургенева. На первый взгляд это
как будто бы так и есть. Мысль о том, что России нужна цивилизация, что ее нужно лечить
“гомеопатическими средствами” , то есть улучшать общественный быт постепенно, терпеливо
внедряя элементы европейской культуры, - это давняя излюбленная мысль Тургенева.
“Литературная деятельность Тургенева, — писал Салтыков-Щедрин в некрологической
статье о Тургеневе, - имела для нашего общества руководящее значение, наравне с
деятельностью Некрасова, Белинского и Добролюбова. И как ни замечателен сам по себе
художественный талант его, но не в нем заключается тайна той глубокой симпатии и сердечных
привязаностей, которые он сумел пробудить к себе во всех мыслящих русских людях, а в том, что
воспроизведенные им жизненные образы были полны глубоких поучений.
Тургенев был человек высокоразвитый, убежденный и никогда не покидавший почвы
общечеловеческих идеалов. Идеалы эти он проводил в русскую жизнь с тем сознательным
постоянством, которое и составляет его главную и неоцененную заслугу перед русским
обществом. В этом смысле он является прямым продолжателем Пушкину и других соперников в
русской литературе не знает” .
Заключение.
Принято говорить, что искусство проверяется временем. Это правда. Но ведь само-то
время—вещь не только “необычно длинная” , но и сложная. Теперь-то мы знаем, сколько
относительности в этом понятии и как по-разному переживается нами эта реальность — время.
Поглощенные нашими ежедневными делами—крупными и мелкими, —мы обыкновенно не
замечаем его, но бывает и так — правда, весьма редко, — что оно вдруг предстанет перед нами
все целиком—чуть ли не от эпохи строительства древнеегипетских оросительных систем до
событий сегодняшнего утра. И чаще всего это происходит под воздействием подлинного
искусства.
Россия, какой она была сто с лишним лет тому назад, какой знал ее Тургенев, изменилась
так, как она не изменилась, может быть, за целую тысячу лет до него. В сущности, все, что мы
встречаем на первом плане его произведений, безвозвратно ушло в прошлое. Время давно уже
разрушило последние остатки подавляющего большинства тех барских усадеб, которые так
часто встречались на дорогах этого писателя; сама недобрая память о помещиках и о
дворянстве в его целом в наше время очень заметно потеряла в своей социальной остроте. И
русская деревня уже не та.
Но, оказывается, судьбы его героев, таких далеких от нашей жизни, возбуждают в нас
самый непосредственный интерес; оказывается, все, что ненавидел Тургенев, в конце концов
ненавистно и нам; что он считал хорошим, чаще всего является таковым и с нашей точки зрения.
Конечно, во многом мы с ним не можем согласиться, но только у самых самодовольных (они же, по
убеждению Тургенева, и самые ограниченные) людей может появиться при этом чувство
превосходства: мы и спорим с ним, как с нашим современником—мудрым и добрым. Художник
победил время.
<<
1
2
3
4
5
6
7
8
9
  
  
|
|