|
|
Страница
<<
1
2
3
4
5
6
7
8
9
>>
“Искренне признаюсь, что я воспитана в страхе
почтеннейшей публике и что не вижу никакого стыда угождать ей и следовать духу времени” '.
Эти строки написал Пушкин. Он знал, что дух времени не всегда и не полно воплощается в
мнении публики; он знал, как она многолика и непостоянна, как подвержена влияниям моды. Он,
сам испытавший великую благосклонность публики, видел, что она все та же “почтеннейшая
публика” , нарасхват покупает бездарные лакейски-услужливые романы Булгарина. Однако ж он
хорошо понимал и другое: истинный поэт может обратиться только к той публике, которая дана
ему судьбой; и он обязан долгом человечности пробуждать в ней “чувства добрые” .
Тургенев и в этом смысле был похож на Пушкина. За свою долгую и не очень-то легкую
жизнь и литературе он видел всякое: были годы, когда он был любимцем публики, ион находил в
себе достаточно мужества и житейского такта, чтобы не делать вид, будто это сочувствие его
нисколько не радует. Позднее, на протяжении целого ряда лет, он был предметом ожесточенных
нападение и справа и слева; он сердился на публику за ее холодность, отбивался, впадал в
уныние, жаловался, грозился “положить перо” —и... ни на минуту не переставал терпеливо
следить за тем, что волновало публику, на чем сосредоточились ее интересы. Его неизменное,
внимание к жизни общества, неотступные думы о судьбах родной, страны помогли ему и на этот
раз. Он пришел к мысли, что та острота общественной борьбы в стране, которая была так
характерна для 60-х годов, не выражает всей глубины общественных процессов. Ему казалось
тогда, что Россия несколько десятков лет может развиваться спокойно главное препятствие на
пути ее прогресса— крепостное право — было отменено. Поэтому всякая борьба против
реформационной политики правительства ему казалась вредной. Именно эта мысль и лежит в
основе его романа “Дым” .. " Никогда еще сила тургеневского отрицания не выступала так
открыто и прямо. Тургенев главные свои удары направил против крепостнической реакции.
Генеральская компания, собирающаяся вокруг Ратмирова - это люди чуждые не только народу,
но и России. Не случайно Тургенев заставляет их действовать за границей: там они чувствуют
себя непринужденнее, чем дома; в России они служат, подчиняются или распоряжаются,
интригуют и только здесь живут, наслаждаются жизнью. Они враждебны, всему новому, всему,
что хотя бы косвенно связано с идеей свободы. Здесь Тургенев, как и в годы создания “Записок
охотника” , еще раз возвращается к своей мысли о том, что дворянская среда, оторванная от
народа и противопоставившая себя народу, враждебна человечности, враждебна искреннему
человеческому чувству, враждебна красоте.
<<
1
2
3
4
5
6
7
8
9
>>
  
  
|
|